Свеча памяти
 

«Цитадель памяти»

В год 65-летия Великой Победы режиссер Александр КОТТ представит картину «Брестская крепость», повествующую о первых днях войны. Масштабное полотно стало первым совместным кинопроектом Союзного государства России и Белоруссии. Молодой постановщик рассказал нашему корреспонденту о том, как снимался этот фильм.

- Снимать военное кино всегда тяжело, тем более что ваша группа была интернациональной. Это добавляло определенные трудности?

- Участников с обеих сторон было примерно поровну. Месяц мы притирались друг к другу, а потом все пошло как по маслу, и ничто не напоминало о том, что мы из разных государств.

- Злые языки на "Мосфильме" поговаривали: "Котт - он же молодой, что он может снять о войне?!" А если честно: молодость мешала?

- В тот момент, когда я пришел на картину, подготовительная работа над ней уже велась два года. Связано это было с тем, что довольно именитые режиссеры брались осуществлять этот проект, но потом отказывались. Мне уже почти 40 лет, а я почему-то все считаюсь молодым, подающим надежды режиссером. То, что молодой, - это хорошо, а то, что "подающий надежды", - это обидно. У нас подобралась замечательная команда. Оператор Владимир Башта - ему 40 лет. Художник Алим Матвейчук, несмотря на свои 63 года, по своей энергетике даст фору любому молодому художнику. Не представляю, кто бы мог построить такую декорацию, как он.

Снимали мы фильм на территории Брестской крепости. Находясь там, мы по-другому относились к материалу. Артисты тоже ощущали себя иначе, когда с оружием в руках на земле, пропитанной кровью, переживали заново страшные моменты истории. Мы находили неразорвавшиеся гранаты, которые могли детонировать в любой момент. В реке обнаружили большую бомбу и даже старую немецкую лодку с человеческими останками. Мы благодарны белорусским саперам, которые работали с нами и вели себя очень профессионально.

Брестская крепость- это не только цитадель, это территория общей площадью 40 кв. км. Построена она была после войны 1812 года. Вокруг нее выстроили фортовые укрепления, чтобы враг не мог пойти по кругу. Второе кольцо укреплений возводил в 1913 году генерал Дмитрий Карбышев.

- А сколько " крепостей" вам пришлось построить для съемок?

- В реальном мемориале снимать было невозможно, поскольку могли повредить исторический памятник. Нам пришлось заново построить крепостную стену 90 м длиной и 6 м высотой, три здания, церковь.

- Вы открыли для себя какие-то новые страницы истории, работая с этим материалом?

- Да, я узнал очень много нового, поскольку нам помогал музей. У нас была попытка воссоздать почасовую хронику всех событий. Сегодня невозможно найти человека, который бы знал все, поскольку ветераны, делившиеся с нами воспоминаниями, воевали на одном участке и не знали, что происходит на другом. Главная проблема заключалась в том, что не было командиров, они жили в Бресте. А где боец без командира - там и паника. Главный герой нашего фильма Петр Гаврилов, впоследствии Герой Советского Союза, был под трибуналом за то, что якобы распространял панические слухи. Хотя он только предупреждал, что надо быть готовыми к войне. В результате его опасения подтвердились. В воскресенье командиров не было, никто не знал, что делать. В первые дни они все ждали, что вот-вот подойдут наши, и мы погоним немца обратно. А немцы в это время были уже под Минском. 21 июня они пригнали состав на вокзал, якобы с сельскохозяйственной техникой, а внутри был "троянский конь"...

На самом деле немцы брали эту крепость у поляков в 1939 году, которые сражались две недели и, поняв, что сопротивление бесполезно, сумели вывести сохранившийся состав. Потом немцы передали эту крепость нам, предварительно изучив ее. Поэтому в 1941 году им было проще - они хорошо знали крепость и ее возможности, только не учли одного факта, что в крепости находились русские солдаты, в том числе чеченцы. Там была очень интересная история. Чеченцы объявили Гитлеру джихад, и у нас в фильме вы это увидите. Последний герой Брестской крепости тоже был чеченец. Я читал у немцев в документах, что в сентябре они нашли черного обросшего человека с чеченским именем. Это был советский солдат. Самое страшное, что в Брестской крепости были жены и дети. И ни командование, ни бойцы ничего не могли поделать, поэтому решили сдавать в плен своих жен и детей с надеждой, что они, может быть, выживут.

- Выжили?

- Судя по всему - нет. У немцев в начале войны все протоколировалось. Согласно этим записям, после поражения под Москвой в 1942 году жен командиров и их детей расстреляли. Гаврилов выжил, его вытащили немцы в июле уже в бессознательном состоянии. Очень долгое время никто не знал, что крепость продолжает обороняться, поскольку связи не было.

- Сценарий фильма - это оригинальное произведение?

- Да, это попытка сделать некую реконструкцию. Основной текст был написан Екатериной Тирдатовой, помогал Константин Воробьев, на каком-то этапе я подключился - это был совместный труд. Мы старались делать картину в традициях советского кино. У нас не было цели показывать кишки наружу, мы хотели показать героизм с песней, победу со слезами на глазах.

- То есть вы снимали миф.

- Я считаю, что лучше сделать миф, если ты не был участником военных событий. Этот миф основан на генетической памяти, на том, что воевали наши родственники, отцы, деды. У нас не было задачи сделать фильм - провокацию - нет, я мечтал, чтобы это кино было советским. Потому что мы воспитаны на таких фильмах, как "В бой идут одни "старики", - смотришь и плачешь. И кто посмеет сказать, что это неправда?

- Какие военные фильмы послужили для вас образцами в работе над "Брестской крепостью"?

- "Торпедоносцы", "Женя, Женечка и "катюша", "Батальоны просят огня", "Небесный тихоход", "Они сражались за Родину", "Горячий снег", "Сашка", "А зори здесь тихие", "Завтра была война". И "В августе 44-го" - тоже советское кино, хоть и сделано в 90-е годы. Мне интересен человек на войне, а не сама война, то есть война через человека. А там были герои, настоящие герои. Только обидно, что у русских героизм проявляется только на войне...

Беседу вела Мария БЕЗРУК

Источник/автор: 06.05.2010, «Трибуна»